Православная психотерапия - всегда ли эффективно святое?

В сегодняшний период всеобщей бездуховности европейской цивилизации наиболее высокоразвитая в духовном отношении прослойка нашего общества все настойчивее и требовательней желает и пытается переориентировать нас - неразумных на более приемлемые для человеческого общества этические и моральные ценности. Так, в частности, блуждая по страницам Интернета, я наткнулась на достаточно большое количество сайтов, посвящённых так называемой православной психотерапии - новому, как утверждают его сторонники, а может быть, просто хорошо забытому старому направлению отечественной психологической науки. Как и все основные догматы православия, суть этого психотерапевтического течения заключается в том, что по преимуществу, душевные болезни и психологические проблемы человека являются одним из следствий общей поврежденности человеческой природы грехом. Исходя из этого, православная психотерапия называет одной из своих первостепенных задач пастырское ведение душевно страждущих людей к глубокому осознанию порочности своих помыслов и поступков, а, следовательно, и к полному покаянию и переустройству всей своей жизни в соответствии с нормами и законами православной церкви. Вот только стоит ли некритично применять на практике духовные идеалы другой, в корне отличной он нашей, эпохи? Да и вообще можно ли пользоваться чем-то, пусть даже безумно хорошим и общепризнанным, предварительно не взвесив все за и против этого предмета или явления?

Лично мне, как рядовому человеку с какими-то своими психологическими и душевными проблемами, такой подход к решению социальных и личностных проблем человека представляется глубоко неприемлемым, и далее я попытаюсь объяснить почему. Актуальность же поднятой мною проблемы я вижу в том, что о необходимости внедрения в практику "врачевания души" православной психотерапии сейчас во всю говорят донецкие медики, а значит, с данным явлением может столкнуться каждый из нас.

Прежде всего, мне представляется, что приверженцы православного направления в науке о душе путают назначения психиатрии и психотерапии. Как известно, дело с людьми, не осознающими неправильности и неадекватности своих помыслов и поступков, имеют как раз психиатры, а не психотерапевты. Обычно таких людей на прием к врачам приводят их близкие, которые действительно хотят изменения больного "в лучшую сторону" и расценивают его поступки в лучшем случае нелепыми, а в худшем - грешными. Значит, в данном случае врач действительно может делать то, о чем просят обратившиеся к нему за помощью, а именно, переделывать жизненные ценности и этические ориентиры своего пациента всеми возможными способами.

Но на прием к психологам и психотерапевтам люди чаще всего приходят сами. Как доказывает весь человеческий опыт, для человека нет ничего более понятного и правильного, нежели он сам и те идеи и жизненные ценности, которых он придерживается. Следовательно, ни один взрослый человек, разумно уважающий себя и свои жизненные воззрения, не будет послушно и благодарственно реагировать на попытки собственного перевоспитания, и тем более, платить за это большие деньги.

Как правило, за помощью к психотерапевту обращаются люди, которые не могут самостоятельно справиться с теми или иными жизненными проблемами и неурядицами. По логике вещей, таким людям в данный момент необходимо, прежде всего, трезво проанализировать свою ситуацию, выявить причины своих неудач и жизненных неурядиц и постараться найти для себя максимально позитивный и удобный выход из сложившегося положения. Иными словами, задача психотерапевта состоит, конечно же, далеко не в том, чтобы показать своему пациенту тщетность и несущественность того, что для него сейчас важно, по сравнению с главным, смыслом жизни - приготовлением своей души к переходу в мир иной, а в тщательном объективном анализе и трудоемкой работе над тем, из-за чего, собственно говоря, человек обратился за помощью. Но, к сожалению, сегодняшнее состояние цивилизации все больше и больше приучает нас идти по дорогам наименьшего душевного сопротивления.

Лично мне кажется более эффективным и целесообразным психотерапевтический прием сопереживания, который описывает в своих книгах знаменитый российский психотерапевт и писатель Владимир Леви. Его смысл заключается в том, что при работе с проблемами пациента доктор вставляет в свою речь такие фразы, как "Мне самому все это очень хорошо знакомо". "Со мной тоже такое было", то есть, дает человеку понять, что столкнуться с подобными жизненными затруднениями может каждый. Такое отношения к чужой проблеме, на мой взгляд, обеспечивает между врачом и больным установление глубоких доверительных отношений, что, в свою очередь, помогает человеку раскрыться максимально глубоко.

В связи с этим хочется обратить внимание еще на одну немаловажную деталь. Очень часто квалифицированная помощь в решении душевных проблем необходима человеку тогда, когда из-за все того же доморощенного оценочного отношения "всех ко всем" ему просто даже некому высказаться, или, еще хуже, он чувствует себя в собственном повседневном окружении никому не нужной белой вороной. В таких случаях людям нужен психотерапевт, уже хотя бы затем, чтобы просто суметь правильно выслушать и понять. Как раз от высокомерных взглядов, рассматривающих буквально каждое отличное от общепринятых узких норм поведения проявление конкретного человеческого характера, как нечто ужасное и даже опасное, и бегут люди в кабинеты психотерапевтов. И что же… Неужели отдыхать от несправедливых обвинений злого общественного мнения человек должен опять-таки в обвинениях, пусть и завуалированных, но упреков в собственной душевной и духовной неполноценности?! Ведь как не крути, а призыв личности к покаянию есть нечто иное, как самое настоящее обвинение.

Конечно же, в данном случае необходимо также учитывать и то обстоятельство, что далеко не все люди могут (заметим, именно могут, а не хотят) отреагировать на слова о том, что они грешны и порочны, именно так, как того желает пастырь, а применительно к нашему случаю - православный психотерапевт. Ведь у одних людей, а тем более, у личностей со слабой психикой это может вызвать очень сильную обиду, а вследствие этого, крайне агрессивное состояние, что, естественно, не принесет ничего хорошему ни доктору, ни пациенту. А для тех людей, которые и так склонны к гиперболизированной самокритичности, такой метод лечения может обернуться одной из самых больших душевных трагедий и в крайнем случае - даже вызвать суицидальное настроение.

Еще одно немаловажное обстоятельство, которое меня крайне возмутило при чтении интернетовских материалов о православной психотерапии - это бескомпромиссное отвержение ее приверженцами всех остальных направлений и достижений Западной и Восточной психологии. Так, в частности, врач-психотерапевт А. Авдеев пишет: "Отечественная психотерапия стала магнитом для огромного количества разнообразных техник и средств оздоровления, нахлынувших с Запада и с Востока, а также из собственного "подпола". Что только не практикуется в последние годы, причем официально! Судите сами: колдовство, магия, экстрассенсорика, ворожба, снятие порчи, медитация, "прочистка" сознания голоотропным дыханием, психоанализ Фрейда, гипноз и многое другое. Вышеупомянутые "технологии" без всяких оговорок нужно квалифицировать как бесовщину и настоятельно рекомендовать людям сторониться подобного рода "целительства". Не спорю, в теории того же Фрейда или в лечении гипнозом, безусловно, есть немало отрицательных сторон. Но как можно до конца познать психологическую сущность человека, не исследуя его подсознания и не познавая именно его истинное самобытное отношение к миру, к самому себе, и, самое главное, к добру и злу. Как известно, причины возникновения у человека необоснованных, на первый взгляд, страхов, амбиций или других сложных душевных проблем могут уходить в его раннее детство, и без таких особых психологических приемов и техник, как тот же гипноз, докопаться до их сути просто невозможно.

Также я считаю, что православная психотерапия может оказаться абсолютно несостоятельной при лечении людей, пытавшихся покончить с собой. Да, в наше бездуховное время суициды часто совершаются из-за неправильных жизненных ориентиров, как, например, это происходит среди представителей таких асоциальных молодежных течений, как те же готы или сатанисты. Но ведь суицидальное настроение могут вызвать, и очень часто вызывают, не только такие изощренные формы отклонения от этических норм, но и непереносимые условия существования, непереносимые физические страдания, крайние формы депрессий и многие другие, вполне адекватные факторы. Да, как это ни прискорбно для кого-то звучит, но европейской цивилизации давно уже пора признать, что далеко не всем людям даются все необходимые силы для достижения духовного всемогущества и благодарственного терпения непереносимых скорбей и мучений. Поэтому мне представляется, что в подобных случаях врач должен концентрировать свое внимание не на самом факте попытки суицида, и вследствие этого объяснять свому пациенту, как чудовищен и глуп его поступок, а именно на причинах, заставивших человека решиться на такой жуткий шаг. В таких ситуациях страждущему в большинстве случаев нужно просто "увидеть свет в конце туннеля", иными словами, найти реальный способ устранения из своей жизни тех негативных обстоятельств, из-за которых он чувствует непереносимость бытия. Конечно же, это слишком масштабная задача, в решении которой должен принимать участие далеко не только один психотерапевт, но и люди из близкого окружения пациента, а иногда и все общество. Однако, вполне очевидно, что показать человеку способы положительного разрешения его "кризисных" ситуаций и попробовать самому оказать хоть мизерную, но реальную помочь намного целесообразней и эффективней, чем просто называть все "земные" проблемы неважными и обвинять и высокомерно объяснять страждущему все ужасы возможных последствий неудавшихся попыток суицида.

Кстати, о высокомерии. Конечно же, я не отрицаю, что глубоко-духовный человек, в котором изначально имеются и ничем не омрачены истинная доброта и огромное человеколюбие, и сможет помочь людям, руководствуясь основами православной веры. Но, где стопроцентная гарантия, что сегодняшним психотерапевтам, вышедшим по преимуществу из психиатров, а значит, искалеченным в равной степени, как бесчеловечным отношением к людям карательной психиатрии, так и беспредельной жестокостью самих безумцев, все еще или уже присущи подобные благородные качества? А если так, то имеет ли право далекий от истинной добродетельной жизни по Христовым заповедям человек использовать в своей профессиональной деятельности идеологию православия с ее завуалированным и далеко не дружелюбным отношением к страстям и душевным немощам?! Если гуманности нет в душе, то она должна присутствовать хотя бы в общем направлении общественного мировоззрения.




© Откровение души E-mail: anna_siromjatnik@ukr.net Главная
Hosted by uCoz